Концерт для всей семьи «Моцарт: Музыка — это тишина, живущая между звуками» | Музей Новый Иерусалим
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Государственный историко-художественный музей
      • Режим работы
        • ВТ 10:00 - 19:00
        • СР 10:00 - 19:00
        • ЧТ 10:00 - 20:00
        • ПТ 10:00 - 20:00
        • СБ 10:00 - 20:00
        • ВС 10:00 - 19:00
        • ПН Выходной
  • Ru En
Концерт для всей семьи «Моцарт: Музыка — это тишина, живущая между звуками»
31 марта в 15:00 Солисты оркестра Большого театра России приглашают в удивительный мир музыки великого композитора Вольфганга Амадея Моцарта.

Публика услышит камерные ансамбли, в которых Моцарт соединяет струнные инструменты с различными духовыми — флейтой, гобоем, кларнетом, валторнами.

Помимо основной части программы концерта «Моцарт: Музыка — это тишина, живущая между звуками» (6+), зрителей ждёт рассказ о семье Моцарта, его жизненном пути, его личности — во многом загадочной и парадоксальной. Прозвучат также отдельные части скрипичных сонат Моцарта, созданных в разные периоды — от самой первой, написанной в 6 лет, до поздних шедевров Мастера.

В программе:

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)

Квартет Ре мажор, К. 285, для флейты, скрипки, альта и виолончели (1777)

Музыкальная шутка «Секстет деревенских музыкантов», К. 522, для двух валторн и струнного квартета (1787)

Квартет Фа мажор, К. 370, для гобоя, скрипки, альта и виолончели (1781)

Квинтет Ля мажор, К. 581, для кларнета и струнного квартета (1789)

Продолжительность программы — 2 часа, антракт 15 минут.

Исполнители:

солисты оркестра Большого театра России, лауреаты международных конкурсов:

Наталья Береславцева (флейта)

Софья Беляева (гобой)

Сергей Петров (кларнет)

Эдуард Жмайлов (валторна)

Александр Андрусик (валторна)

Заслуженный артист России Михаил Цинман (скрипка)

Игорь Цинман (скрипка)

Ольга Жмаева (альт)

Пётр Кондрашин (виолончель)

Ника Лундстрем (фортепиано)

Гармоничное соединение струнных инструментов с духовыми это особая задача для композиторов. Моцарт в каждом из сочинений этой концертной программы решает её по-разному.

Так, например, в квартетах К. 285 и К. 370 духовые на первом плане. В быстрых частях им поручено продемонстрировать свои виртуозные возможности, а в медленных — спеть проникновенные арии в сопровождении скромного «оркестра» из скрипки, альта и виолончели. Такое распределение ролей неудивительно, ведь заказчиками этих сочинений были именно духовики: голландский флейтист-любитель Де Жан и гобоист знаменитого на всю Европу Мангеймского оркестра Фридрих Рамм, выдающийся виртуоз (в гобойной партии квартета встречаются трудности экстраординарные).

«Музыкальная шутка», К. 522, которой впоследствии дали название «Секстет деревенских музыкантов» (иногда эту вещь называют «Деревенская симфония» и исполняют оркестром) — это пародия на дилетантское музицирование.

Домашнее любительское музицирование было чрезвычайно распространено в Германии и Австрии, и вряд ли без него возможен был бы такой невероятный взлёт музыкального искусства в этих странах. Хотя, наверняка, иногда это бывало смешно.

В переписке отца и сына Моцартов не редки описания неудачного музицирования (и не всегда любительского, кстати). Эти описания бывают окрашены сочувственным юмором, но часто и ядовитым сарказмом.

В Секстете перед слушателем разыгрывается сценка, полная несуразностей — тут и неверные ноты, и скрипач, запутавшийся в своей «вдохновенной» каденции, и валторнисты, которые не заметили, что струнники уже закончили играть, и продолжают музицировать, а их коллегам приходится остановить их аккордами, взятыми невпопад, так что всё сочинение оканчивается чудовищной какофонией. Но Моцарт потешается тут не только над «исполнителями», но и над «композитором», который на каждом шагу обнаруживает свою неумелость — топтание на одном месте, неспособность развить музыкальную мысль, неуклюжее соединение разных фрагментов музыки и многое другое.

Исполнить эту вещь очень непросто. Если играть её нарочито плохо — получится плохо и скучно. Если играть академично — получится совсем скучно… А ведь эту шутку Моцарта музыкантам надо передать во всём её виртуозном блеске!

Моцарт обычно писал в расчете на конкретных исполнителей. В последние свои годы он дружил с кларнетистом Антоном Шадлером. Современников изумляла мягкость, красота звучания и необыкновенная выразительность игры этого музыканта. О ней можно составить представление по тем сочинениям, которые Моцарт написал для него. Среди них — Кларнетовый квинтет, К. 581.

Кларнет отличается от всех инструментов одним загадочным свойством — звук на нём можно взять так тихо и так тонко сфилировать, что не ясно будет, в какой момент он возник из тишины и в какой — исчез в ней. И кажется неслучайным обращение Моцарта к этому инструменту именно в конце жизни.

Комментировать эту музыку нет никакой возможности. Разве что стоит вспомнить Пушкина: «Он несколько занёс нам песен райских… чтоб после улететь…»

Впрочем, музыку всё-таки предпочтительнее слушать, чем долго говорить о ней. Не упустите шанс встретиться с интереснейшей музыкой Вольфганга Амадея Моцарта в исполнении первоклассных музыкантов оркестра Большого театра России.